НЦПО Научно-Практический Центр Профессиональной Оценки контакты
 

 
 

Программа курса «Оценка бизнеса (предприятия)»


№ п/п Название раздела Освещаемые вопросы Кол-во
часов
1. Основные понятия 5
1.1. Юридические и правовые понятия предприятия и бизнеса. Виды предприятий. Оцениваемые права. Формы организации экономической деятельности фирм. Открытые и закрытые фирмы. Финансово-промышленные группы, концерны, холдинги. Дочерние и зависимые предприятия. 2
1.2. Цели и задачи, решаемые при оценке бизнеса (предприятия). Виды стоимости. Купля-продажа, реструктуризация, ликвидация, кредитование, страхование, налогообложение, раздел имущества, слияния и поглощения. Взаимосвязь между целью оценки и видом стоимости. 2
1.3. Подходы к оценке и принципы оценки Затратный, сравнительный и доходный подходы. Принципы, основанные на представлениях потенциального собственника и покупателя. 1
2. Построение отчета по оценке бизнеса (предприятия) 6
2.1. Алгоритмы построения глав отчета в зависимости от цели и задач Общая часть, задание на оценку, описание объектов оценки, аналитическая часть, расчетная часть, заключение 2
2.2. Согласование результатов оценки нескольких методов и подходов Ранжирование, взвешивание результатов, метод анализа иерархий. Проверка нуль-гипотез. Теория вероятности и кластерный анализ. 2
2.3. Оформление отчета по оценке Требования к оформлению отчета. Текст, представление табличных и графических данных, выводы, приложения к отчету. 2
3. Информационно-методическое обеспечение процесса оценки 8
3.1. Внешняя и внутренняя информация Макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ. Анализ состояния рынков. Основные источники информации. Получение информации на месте и её обработка. 2
3.2. Обработка информационных данных. Основы статистической обработки. Случайные величины, распределение случайных величин, статистические гипотезы и их проверки, обработка результатов, корреляционно-регрессионный анализ, аналитические и графические методы обработки данных Тренды.. 4
3.3. Обработка экспертных данных. Методы опроса, изучение рынка, обработка результатов 1
3.4. Получение информации по сети Интернет Информационные сайты сети Интернет, запрос информации, архивирование и обработка данных 1
  Закрепление материала 1, 2 и 3 разделов (тестирование) Письменные ответы на 15 вопросов (5 вариантов) 2
4. Аналитическая часть отчёта 12
4.1. Взаимосвязь аналитической части и финансово-экономического анализа с подходами к оценке. Макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ. Анализ отрасли. Анализ местоположения предприятия. Анализ положения предприятия. Финансово-экономический анализ. Выводы и их использование в затратном, сравнительном и доходном подходах. 2
4.2. Положение предприятия Сегментирование, позиционирование предприятия. Конкурентоспособность. 1
4.3. Отчетность предприятия. Виды бухгалтерских балансов. Балансы, приложения, чтение балансов. Переход на общемировые системы балансовой отчетности. Обработка балансовых данных. 4
4.4. Финансовый анализ Цели и задачи финансового анализа. Виды и формы финансового анализа. Алгоритмы проведения финансового анализа. Методы и инструменты финансового анализа. Точка безубыточности. Критерии Альтмана, Бивера и ранжирование предприятий. 4
4.5. Рынки купли-продажи бизнеса (предприятий), сегменты рынков Спрос и предложение. Факторы, воздействующие на рынок. Структура рынка. Биржевые котировки. Продажи мажоритарных и миноритарных пакетов акций. 1
5. Затратный подход при оценке бизнеса (предприятия) 29
5.1. Методология затратного подхода Условия применения подхода. Методы затратного подхода: метод чистых активов, ликвидационной стоимости, замещения, воспроизводства. 4
5.2. Метод чистых активов Рыночная стоимость нематериальных активов, объектов недвижимости, машин и оборудования, оборотных активов. Пассивы и их корректировка. 12
5.3. Оценка дебиторской задолженности Методы оценки. Отчетность дебитора. Анализ дебиторской задолженности. 4
5.4. Оценка запасов Методы оценки. Статьи запасов. Ликвиды и неликвиды. Рентабельность продаж. Опционы. 6
5.5. Метод ликвидационной стоимости Модели учёта ликвидности при оценке рыночной стоимости бизнеса (предприятия). 2
5.6. Методы замещения и восстановления Случаи применения методов. Алгоритмы расчётов. Информационные источники. 1
  Закрепление материала 4 и 5 разделов (тестирование) Письменные ответы на 15 вопросов (5 вариантов) 2
6. Сравнительный подход при оценке бизнеса (предприятия) 20
6.1. Методология сравнительного подхода Условия применения подхода. Методы сравнительного подхода: метод рынка капитала, метод сделок, компании-аналога, метод отраслевых соотношений. 6
6.2. Метод рынка капитала Котировки акций. Особенности рынков капитала. Спрэд, волатильность, дюрация. 4
6.3. Метод сделок (компании-аналога) Отбор компаний-аналогов, ценовые мультипликаторы, итоговые поправки. 6
6.4. Метод отраслевых соотношений Случаи применения метода. Алгоритмы расчётов. Источники информации. 2
6.5. Итоговые корректировки и поправки для сравнительного подхода Портфельная скидка, нефункционирующие активы, собственные оборотные средства, потребность в капвложениях, скидки и надбавки. 2
7. Доходный подход при оценке бизнеса (предприятия) 32
7.1. Методология доходного подхода Условия применения подхода. Дисконтирование, коэффициенты капитализации, оценка и прогнозирование дохода. Подходы на основе трендов и по прогнозной номенклатуре выпускаемой продукции. 3
7.2. Модели построения ставки дисконтирования. Постпрогнозный период. WACC, CAPM, кумулятивная модель. Практические данные. Решение постпрогнозного периода: по ликвидационной стоимости, по стоимости чистых активов, по предполагаемой продаже, по модели Гордона 6
7.3. Метод прямой капитализации доходов Денежные потоки, постоянные и переменные расходы, расчёт коэффициента капитализации, рыночные данные по коэффициентам капитализации. Условия применения метода. 6
7.4. Метод дисконтированных денежных потоков Определение ставки дисконтирования, прогнозного периода, построение денежных потоков, капиталовложения, обслуживание кредитов. Условия применения метода. 8
7.5. Современные методы оценки. Методы, основанные на теории опционов и формуле Блэка-Шольца. БАМ, имитационное моделирование, дерево решения Понятие опционов. Добавленная стоимость. Формула Блэка-Шольца. Модели, применяемые в оценке: биномиальная, Блэка-Шольца, Геске, Шелтона и др. Балансовые данные предприятий, используемые в расчётах. Примеры расчётов с различными сценариями. Программные продукты по опционным методам расчёта. Преимущества и недостатки методов опционов 8
7.6. Итоговые корректировки Нефункционирующие активы, собственные оборотные средства 1
8. Расчёт итогового результата (долей, пакетов акций) 7
8.1. Стоимость привилегированных пакетов акций Варианты определения стоимости привилегированных пакетов акций в условиях выплаты и невыплаты дивидендов. 3
8.2. Скидки и надбавки при продаже пакетов акций Ликвидность, контроль, прочие риски. Анализ факторов влияния на скидки и надбавки. Значимость оцениваемого пакета акций. Диапазоны применяемых скидок и надбавок. 4
  Закрепление материала 6,7 и 8 разделов (тестирование) Письменные ответы на 15 вопросов (5 вариантов) 2
9. Практические приёмы оценки бизнеса (предприятия) 12
9.1. Подходы к оценке предприятий, скрывающих свои доходы Гудвилл, добавленная стоимость, фактор учёта специалистов. Торговые фирмы, турфирмы, оценочные и аудиторские фирмы. Практические приёмы оценки. 2
9.2. Подходы к оценке банков Бухгалтерская отчётность, прменяемые методы 3
9.3. Оценка инвестиционных проектов Методология, внутренняя норма доходности, точка Фишера, учёт рисков, эффективность проектов. 3
9.4. Слияния и поглощения Реструктуризация, слияния и поглощения 2
9.5. Основные ошибки, встречающиеся в отчётах по оценке бизнеса (предприятия) Общие ошибки, расчётно-методические, оформительские и прочие. 2
  Экзамен Письменные ответы на 3 вопроса и решение 2 задач 5
 
Яндекс цитирования